15 ноября 2017 года

 

15 ноября 2017 года Бюджетным кодексом, а также областным законом «О бюджетном процессе в Смоленской области» предусмотрено одновременное с проектом бюджета представление  в Смоленскую областную Думу ряда документов и материалов, на основании которых составляется бюджет. Контрольно-счетной палатой Смоленской области проведен анализ указанных документов, и подготовлено заключение по предмету первого чтения  проекта областного закона «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития Смоленской области за истекший период 2017 года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития за 2017 год сохраняется тенденция замедления экономического роста.

В январе-сентябре текущего года отмечается положительная динамика относительно соответствующего периода 2016 года по таким показателям, как: индекс промышленного производства, индекс производства сельскохозяйственной продукции, увеличилась среднемесячная начисленная заработная плата.

Сложилась отрицательная динамика объема работ, выполненных по виду деятельности строительство, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению.

Как и в предыдущие годы, основные показатели: объем валового регионального продукта, индекс физического объема ВРП, индекс промышленного производства, индекс физического объема оборота розничной торговли, реальные располагаемые денежные доходы населения оцениваются ниже ранее прогнозируемых, а объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, индекс физического объема инвестиций – выше ранее прогнозируемых.

Так, например, объем валового регионального продукта по прогнозной оценке за 2017 год составит 274,8 млрд. рублей, что на 8,1 млрд. рублей ниже ранее прогнозируемого, и на 9,6 млрд. рублей выше сложившегося за 2016 год. Индекс физического объема ВРП к предыдущему году по оценке составит 100,7 процента, при ранее прогнозируемом - 101,3 процентов.

В результате демографических и миграционных процессов, происходящих в области, среднегодовая численность постоянного населения Смоленской области за 2017 год по оценке составит  951,2 тыс. человек и по сравнению с 2016 годом уменьшится на 4,7 тыс. человек.

Что касается прогноза социально-экономического развития Смоленской области на 2018-2020 годы

В соответствии с пунктом 4 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавлением параметров второго года планового периода. Однако, в пояснительной записке к Прогнозу не по всем параметрам приведены причины и факторы прогнозируемых значительных изменений, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

Для разработки параметров бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предлагается базовый вариант Прогноза, предполагающий улучшение условий для предпринимательской деятельности, улучшение бизнес-климата за счет развития промышленных парков, территории опережающего развития, снижения регулятивной нагрузки, создания и эффективной работы необходимой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Главной задачей в сфере демографии по-прежнему остается снижение темпов естественной убыли населения.

В 2018-2020 годах прогнозируется сдержанный рост промышленного производства. Так, индекс промышленного производства на 2018 год прогнозируется 101,12 процента, 2019 год – 104,15 процента, на 2020 год – 100,98 процента.

Также, согласно Прогнозу в среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, так среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства в 2018-2020 годах ожидается на уровне 102,8 % к предыдущему году.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2018 году прогнозируются в объеме 64,5 млрд. рублей, с индексом физического объема 102,01 %, в 2019 году 69,2 млрд. рублей, с индексом физического объема 103,03 %, в 2020 году 74,0 млрд. рублей, с индексом физического объема 103,05 %. Таким образом, в 2018-2020 годах планируется поступательный рост объемов инвестиций.

Индекс потребительских цен на 2018-2020 годы прогнозируется в размере 104,00 %, при сложившемся за 2016 год - 104,7 % и оценкой на 2017 год - 104,0 %, что свидетельствует об укреплении тенденции макроэкономической стабильности и является положительным фактором развития региона.

Реальные денежные доходы населения на 2018 год прогнозируются в размере 97,98 процента к предыдущему году, на 2019 год – 98,56 процента, на 2020 год – 99,04 процента. Таким образом, в среднесрочной перспективе сохранится тенденция снижения реальных денежных доходов населения, что, в свою очередь, негативно отразится на росте потребительского спроса и, как следствие, послужит фактором торможения экономического роста Смоленской области.

Прогнозируется последовательное сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в процентах ко всему населению с 17,40 процентов в 2017 году (по оценке) до 16,0 процентов в 2020 году. Согласно Прогнозу основными мерами по снижению уровня бедности будет создание условий для роста доходов населения в первую очередь на основе ежегодной индексации социальных выплат и пенсий с учетом уровня инфляции.

Что касается бюджетной и налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Основными целями налоговой политики области на плановый период является сохранение бюджетной устойчивости, создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, упорядочение системы существующих налоговых льгот.

Основными целями бюджетной политики области на   плановый период являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы, создание условий для обеспечения максимально эффективного управления общественными финансами с учетом современных условий и перспектив развития экономики.

Касаемо непосредственно проекта областного закона.

Основные параметры бюджета озвучены предшествующим докладчиком, поэтому коротко.

Собственные доходы – налоговые и неналоговые запланированы с ростом в 2% к оценке ожидаемого исполнения за 2017 год. Поступление целевых межбюджетных трансфертов учтено к получению областью из федерального бюджета на 2018 год согласно проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Предлагаемый общий объем расходов бюджета планируется меньше оценки ожидаемого исполнения за 2017 год  на 1,7%.

     Бюджет на 2018-2020 годы предлагается профицитным в 2018 году – 66,9 млн. рублей, и 127,2 млн. рублей и 893,3 млн. рублей в 2019 и 2020 соответственно.

Верхний предел областного государственного долга на 1 января 2019 года уменьшается по состоянию на 1 января 2018 года на 0,2 %,  и с уменьшением на 0,4% и 2,9% на 1 января 2020 года и 1 января 2021 года соответственно.

Учитывая изложенное, Контрольно-счетная палата Смоленской области считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит препятствий  рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении

31 октября 2017 года


31  октября  2017 года  председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Вячеславович Циганков  принял участие в публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Выступая с докладом по проекту областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов  председатель отметил, что Контрольно-счетная палата Смоленской области считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении.

Бюджетным кодексом, а также областным законом «О бюджетном процессе в Смоленской области» предусмотрено одновременное с проектом бюджета представление  в Смоленскую областную Думу ряда документов и материалов, на основании которых составляется бюджет.Контрольно-счетной палатой Смоленской области проведен анализ указанных документов, и подготовлено заключение по предмету первого чтения  проекта областного закона «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

В соответствии с предварительными итогами социально-экономического развития Смоленской области за истекший период 2017 года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития за 2017 год сохраняется тенденция замедления экономического роста.

В январе-сентябре текущего года отмечается положительная динамика относительно соответствующего периода 2016 года по таким показателям, как: индекс промышленного производства, индекс производства сельскохозяйственной продукции, увеличилась среднемесячная начисленная заработная плата.

Сложилась отрицательная динамика объема работ, выполненных по виду деятельности строительство, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению.

Как и в предыдущие годы, основные показатели: объем валового регионального продукта, индекс физического объема ВРП, индекс промышленного производства, индекс физического объема оборота розничной торговли, реальные располагаемые денежные доходы населения оцениваются ниже ранее прогнозируемых, а объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, индекс физического объема инвестиций – выше ранее прогнозируемых.

Так, например, объем валового регионального продукта по прогнозной оценке за 2017 год составит 274,8 млрд. рублей, что на 8,1 млрд. рублей ниже ранее прогнозируемого, и на 9,6 млрд. рублей выше сложившегося за 2016 год. Индекс физического объема ВРП к предыдущему году по оценке составит 100,7 процента, при ранее прогнозируемом - 101,3 процентов.

По оценке индекс физического объема инвестиций за 2017 год в целом составит 97,0 %, что на 3,9 процентных пункта выше ранее прогнозируемого.

За истекший период 2017 года демографическая ситуация по-прежнему остается напряженной. Численность постоянного населения области с начала года уменьшилась на 2,7 тыс. человек, или 0,3 % и на 1 августа 2017 года составила 950,5 тыс. человек. Также отмечается повышение коэффициента естественной убыли на 1000 человек населения на 0,5 процентных пункта с (-) 6,3 до (-) 6,8. 

Изменилась миграционная ситуация. Миграционная убыль в январе-июле прошлого года сменилась миграционным приростом в январе-июле текущего года, общее число мигрантов увеличилось на почти 1,6 тыс. человек, или на 3,9 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В результате демографических и миграционных процессов, происходящих в области, среднегодовая численность постоянного населения Смоленской области за 2017 год по оценке составит  951,2 тыс. человек и по сравнению с 2016 годом уменьшится на 4,7 тыс. человек.

Что касается прогноза социально-экономического развития Смоленской области на 2018-2020 годы

В соответствии с пунктом 4 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавлением параметров второго года планового периода. Однако, в пояснительной записке к Прогнозу не по всем параметрам приведены причины и факторы прогнозируемых значительных изменений, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

Для разработки параметров областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предлагается базовый вариант Прогноза, предполагающий улучшение условий для предпринимательской деятельности, улучшение бизнес-климата за счет развития промышленных парков, территории опережающего развития, снижения регулятивной нагрузки, создания и эффективной работы необходимой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Главной задачей в сфере демографии по-прежнему остается снижение темпов естественной убыли населения.

В 2018-2020 годах прогнозируется сдержанный рост промышленного производства. Так, индекс промышленного производства на 2018 год прогнозируется 101,12 процента, 2019 год – 104,15 процента, на 2020 год – 100,98 процента.

Также, согласно Прогнозу в среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост объемов производства продукции сельского хозяйства, так среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства в 2018-2020 годах ожидается на уровне 102,8 % к предыдущему году.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2018 году прогнозируются в объеме 64,5 млрд. рублей, с индексом физического объема 102,01 %, в 2019 году 69,2 млрд. рублей, с индексом физического объема 103,03 %, в 2020 году 74,0 млрд. рублей, с индексом физического объема 103,05 %. Таким образом, в 2018-2020 годах планируется поступательный рост объемов инвестиций.

Индекс потребительских цен на 2018-2020 годы прогнозируется в размере 104,00 %, при сложившемся за 2016 год - 104,7 % и оценкой на 2017 год - 104,0 %, что свидетельствует об укреплении тенденции макроэкономической стабильности и является положительным фактором развития региона.

Реальные денежные доходы населения на 2018 год прогнозируются в размере 97,98 процента к предыдущему году, на 2019 год – 98,56 процента, на 2020 год – 99,04 процента. Таким образом, в среднесрочной перспективе сохранится тенденция снижения реальных денежных доходов населения, что, в свою очередь, негативно отразится на росте потребительского спроса и, как следствие, послужит фактором торможения экономического роста Смоленской области.

Прогнозируется последовательное сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в процентах ко всему населению с 17,40 процентов в 2017 году (по оценке) до 16,0 процентов в 2020 году. Согласно Прогнозу основными мерами по снижению уровня бедности будет создание условий для роста доходов населения в первую очередь на основе ежегодной индексации социальных выплат и пенсий с учетом уровня инфляции.

Что касается бюджетной и налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Основными целями налоговой политики области на плановый период является сохранение бюджетной устойчивости, создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, упорядочение системы существующих налоговых льгот путем отмены неэффективных льгот и предоставления льгот, носящих адресный характер.

Основными целями бюджетной политики области на   плановый период являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Смоленской области, создание условий для обеспечения максимально эффективного управления общественными финансами с учетом современных условий и перспектив развития экономики Смоленской области.

Что касается непосредственно проекта областного закона.

В 2018 году в сравнении с оценкой ожидаемого исполнения на 2017 год снижение доходов составит 1,3 млрд. рублей или 3,3 %.

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета прогнозируются в сумме 31,3 млрд. рублей, с увеличением к оценке ожидаемого исполнения на 2017 год  на 0,6 млрд. рублей, или 2 %.

Безвозмездные поступления прогнозируются в сумме 6,3 млрд. рублей, со снижением к оценке ожидаемого исполнения  на 1,9 млрд. рублей, или 22,8 %. Поступление целевых межбюджетных трансфертов, получаемых областью из федерального бюджета на 2018 год запланировано согласно проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Общий объем расходов областного бюджета на 2018 год предлагается утвердить в сумме 37,6 млрд. рублей, что меньше оценки ожидаемого исполнения расходов областного бюджета за 2017 год  на 0,6 млрд. рублей, или 1,7%.

     Бюджет на 2018-2020 годы предлагается к утверждению с профицитом в 2018 год – 66,9 млн. рублей, и 127,2 млн. рублей и 893,3 млн. рублей в 2019 и 2020 соответственно.

В качестве основных источников финансирования дефицита областного бюджета предусмотрено: разница  между привлечением бюджетных кредитов и их погашением составит  в 2018 году минус 0,8 млрд. рублей, в 2019 и 2020 годах минус 0,8 и минус 1,6 млрд рублей соответственно; разница между полученными и погашенными кредитами кредитных организаций в 2018 2,1 млрд. рублей, в 2019 и 2020 годах  0,6 и 0,7  млрд. рублей соответственно.

Верхний предел областного государственного долга на 1 января 2019 года предлагается к уменьшению по состоянию на 1 января 2018 года на 0,2 %,  и с уменьшением на 0,4% и 2,9% на 1 января 2020 года и 1 января 2021 года соответственно.

В заключение, хотелось бы отметить, что Контрольно-счетная палата Смоленской области считает основные параметры бюджета возможными к исполнению и не видит причин не рекомендовать Смоленской областной Думе принять законопроект в 1 чтении.

28 июня 2017 года